fedalnik (fedalnik) wrote,
fedalnik
fedalnik

Category:

Домбайский вальс





    Летом, отдыхая в Пятигорске, мы с Галиной Владимировной приехали на один день на Домбай. Поднялись на канатке на склон Мусы-Ачитара на высоту 3012 м. (Была ещё одна очередь канатки на вершину горы, но она в тот день не действовала). Полюбовались окружающими вершинами, послушали легенды с ними связанные, названий, естественно, не запомнили, и уехали восвояси, мечтая вернуться туда ещё раз.

   

     И вот осенью, в октябре, когда у жены в школе была каникулярная неделя – нас резко и неожиданно одновременно клюнуло: тянет в горы - надо туда ехать!
     Я немедленно (хотя и с трудом) взял остатки отпуска, и мы отправились. Но сначала начались поиски в интернете. Есть ли билеты на поезд, есть ли места в гостиницах и сколько это будет стоить, а с питанием как быть, да и вообще, работает ли там в это время что-нибудь? Ведь ещё не сезон! Все ссылки в интернете ведут на московские турфирмы, а они, как известно из личного опыта, сильно задирают цены.
     Мы, всегда побывав в месте нам понравившемся, берём адреса-пароли-явки, чтоб снова побывать там уже связавшись напрямую.
     Узнав, что всё работает, решили поехать так, без предварительного заказа, но, на всякий случай, взяли телефоны турфирм, но они не потребовались. Решили лететь самолётом, ибо дорога туда-обратно займёт львиную часть времени, имеющегося у нас. Лететь самолётом на Кавминводы не только быстрее, но и дешевле. Поезд Москва-Кисловодск необычайно комфортен, но билет на человека в один конец летом 6,5, а зимой 5,5 тыров и ехать сутки, зато на самолёте ты в Минводах уже через два часа после взлёта и за билет отдаёшь 4,5 тыров. Встав утром в пять, в в половине третьего часа дня мы уже распаковали вещи в одной из домбайских гостиниц. Поезд в это время не одолел и половины пути...
******

     Самолёт авиаперевозчика КМВ это отдельная песня. В аэропорту "Домодедово", рядом с Боингами и Аэрбасоми наш Ту-154 казался маленьким и потерянным - его даже держали где-то в отдалении, чтоб своим затрапезным видом общую красоту не портил. Подвезли автобусом. Самолёт только что закончили заправлять и весь воздух пропитал запах керосина, наполнившего собой и его салон (разлили что ли? Сам когда-то заправлял самолёты, проливал, обливал, но не до такой же степени!). Так что до взлёта, пока не включили вентиляцию, дышали керосиновыми парами. перед самой посадкой в Минводах запах, хоть и слабый, появился вновь. Туалеты не мыли, как мне кажется несколько рейсов - такая там стояла вонь. Ну а сам полёт прошёл замечательно, лихо взлетели, по красивой кривой, позволявшей полюбоваться аэропортом, набирали высоту, нас поили, кормили, обслуживали. (Правда, самолётную еду я не переношу, - "изжоговый центр" наравне с Макдоналдсом...) Посадка вообще не ощущалась - так уверенно и мягко пилоты посадили самолёт. Ну и Ту-154 самолёт-то хороший, только по современным меркам устаревший: тесноват, темноват. А когда вышли на лётное поле в Минводах, то увидели стоящие "плечом к плечу" и другие Тушки с эмблемой КМВ,


а в отсутствии самолётов других типов они уже не казались маленькими и невзрачными - самолёт как самолёт!

******
     Дальше собирались поехать на автобусе или маршрутке через Невинномысск или Черкесск, как нам рекомендовали сайты турфирм, но в жизни всё оказалось не так. Самый быстрый, но не самый дешёвый способ добраться до Домбая - такси. Три тысячи за три с половиной часа пути. По пятнадцать рублей за километр. Мимо Пятигорска, Кисловодска через перевал на Карачаевск и далее, через Теберду на Домбай.

    (Из Минвод прямого сообщения с Домбаем нет, только с пересадкой через Невинномысск и Черкесск, а маршрутка оттуда одна в сутки. В общем, никакого выигрыша от перелёта не было бы.)
    На перевале пошёл лёгкий снежок, а интернет обещал почти сухую и почти солнечную погоду на всю неделю. По крайней мере, температуру весьма положительную, так что мы даже некоторые вещи с крайней неохотой в чемодан положили. Однако, когда приехали в Домбай, под ногами было жидкое месиво, а на головы лил дождь со снегом. Мы как-то начали разочаровываться поездкой. Из-за погоды мы неудачно выбрали гостиницу для проживания.
******

     Таксист нас привёз в самый центр посёлка и мы начали поиски. Не захотев бродить под дождём по всему посёлку, тем более, что таксист сказал, что у всех цены одни и те же, побывав в двух-трёх ближайших и убедившись, что стоимость у всех, действительно похожи, выбрали гостиницу «Эдельвейс». Купились на то, что стены и потолок отделаны, пусть и лакированным, но деревом, а не после стандартного евроремонта, как в соседнем "Кристалле", да и окна выходят не на дорогу, а на крутой склон, под которым бурлит река Аманауз.
   

Две комнаты с туалетом-ванной, хорошая кровать, телевизор. Но в этой гостинице отопление было не центральное, как во многих других, а электрокалориферами, поэтому воздух тёплый, а пол, хоть и с ковром, холодный, в ванной-туалете, как на улице, горячая вода только когда открываешь кран (тоже электронагреватель). Даже полотенце, а тем более, промокшую одежду не просушить. А от телевизора пульта не нашлось. Правда, мебель вся новая, вполне приличная. Стоит это удовольствие 1600 в день за номер. На следующий день, побродив по домбайским гостиницам, мы нашли номера за 1000 и даже дешевле, правда в блоках. Тёплые, обшитые деревом номера, но раз уж поселились, так поселились. В другой раз, если доведётся туда поехать, поселимся в «Старом клёне» или «Метелице»,- там и хозяева хорошие и удобно, а в «Метелице» и кафе классное, жаль только, она слишком близко к дороге.
    Гостиниц в Домбае масса – на любой кошелёк. Есть трёхзвёздочные «Гранд Виктория» или «Кристалл», где можно и номер с каминным залом заказать или скромную комнатёнку в блочном номере какой-нибудь «Лунной долины».
    Канализация в посёлке самая примитивная: из каждой гостиницы канализационная труба направляет сток напрямую в Аманауз, из него в Теберду. Не пейте из них воды, хотя я понимаю, что стоки по сравнению с общим потоком мизерные, да и ледяная вода тормозит размножение бактерий.
******

     На второй день поднялись на канатке на склон Мусса-Ачитара- место, где находятся горнолыжные трассы. Когда ждали начала работы канатки, пошёл густой прегустой снег. В каждом сиденье подъёмника был сугроб. Во время подъёма поднялась метель, но мы героически продолжали путь наверх, не отступали,
   

надеясь на то, что распогодится - не состоялось... Погулять по склону не удалось: снежные заряды били один за другим, всё замело, сугробы почти по пояс, ледяной ветрюга сбивал с ног. Холодно.
   

Ни одна из вершин, даже из ближайших, не открылась полностью. В клубящихся облаках то там, то тут на мгновения выглядывали склоны окружающих гор и вновь скрывались. Вспомнился Визбор с его "Непогода в горах, непогода. В эту смену с погодой прокол..."

    Прокатились, поддавшись уговорам хозяина снегохода на его технике. Снег бил в лицо, слепил глаза, поэтому ничего вокруг разглядеть было невозможно, но удовольствие мы всё же получили, особенно Галина Владимировна - очень она падка до аттракционов... Часа через полтора, посидев в кафе, выпив "для сугреву" глинтвейну в ожидании, что распогодится, мы решили отправиться вниз, считая что погоды так и не будет ни сегодня, ни, быть может, даже и завтра. Но как только мы спустились на канатке до "Летающей тарелки", стоящей "на полпути к вершине",
   

снег утих, облака разошлись, солнце осветило вышедшие из снега и тумана вершины и они засверкали. Особенно красивы были Ине и Белалакая.
Ине (Игла)   Белалакая

                                        Снег раскинул крылья над Белалакая
                                        И на всех вершинах пляшет снегопад.
                                        Тёмные ущелья облака лакают,
                                        В завтрашних лавинах дремлет Сулахат.
(Владимир Туриянский)                      


Мы подозревали, что это ненадолго, поскольку облака клубились на склонах и перевалах. Но солнце осталось на весь оставшийся день, что нас очень порадовало, правда, надо было именно в это время подняться наверх, но мы уже намёрзлись, проголодались, да и не так много денег у нас с собой было в запасе, а планы на предстоящие дни тоже требовали расходов...
     Бедная "Летающая тарелка"! Вся исписана тестами типа: "Здесь был Вася". Любители, блин, увековечивания своего имени. Кретины, мать их... Пообщавшись с инопланетянами, прилетевшими на тарелке,


и искупашись в свежем снегу,


который становился на глазах всё мокрее и мокрее (теплело с потрясающей скоростью!), пошли в «Метелицу» обедать. Там работает замечательный повар Соня - симпатичная и шустрая, а главное, умелая. Поев у неё один раз, больше других мест не искали.
******

     Третий день - поход на Русскую поляну к камню Высоцкого. Как рассказывают местные проводники турмстам, на Домбае снимался фильм «Вертикаль» и бытует легенда, что с этого камня Владимир Семёнович впервые исполнил «Скалолазку». Правда, по другим сведениям, "Вертикаль" снималась в Приэльбрусье, посёлок Тегенекли, но простим местным жителям их любовь к апокрифам... Камень довольно высок и гладок, нетренированный человек не залезет - я не смог. С нами был местный парень-экскурсовод, он залез используя микрозацепки, но его нам представили как мастера спорта по альпинизму, совершавшего зимние восхождения на Домбай-Ульген, Сулахат и прочие окрестные сложные горные массивы. Солнечная тёплая погода сопровождала нас весь день.
   
Поляна находится в долине Домбай-Ульген, которая начинается от массива с этим названием. По нему течёт река того же имени, и в посёлке Домбай он сливается с реками Аманауз и Алибек. Ущелье заканчивается горой Театральная.


     Из Русской поляны открывается просто великолепный вид на ущелье Алибек с вершинами Аксаут, Джпловчат, Эрцог и ледником Двуязычным (сам Алибек "ушёл в туман"), даже более грандиозный, чем со склона Муссы-Ачитара.
    
Хорошо просматриваются спящая красавица Сулахат и Семёнов-Баши. Сверкающая Белалакая притягивала глаз к своей грандиозной ввершине.

     Вернувшись с этой экскурсии, отправились на другую, на квадроциклах по дороге в долине Алибек к кладбищу альпинистов. Кладбище довольно условное: там памятники, но никто, кажется, не похоронен.
   



     Оттуда проехали в долину реки Аманауз. После обеда. пообщавшись с хозяином «Старого клёна», Казбеком, узнали, что вдоль русла Аманауза по тропе от того места, куда нас довезли на квадроциклах, можно пройти до водопада Чёртова мельница и не долго думая отправились туда. Но до самого водопада не дошли, боялись, что скоро начнёт темнеть, а дорога довольно сложная, а в темноте так и просто опасная, и повернули восвояси.
    

     Красота осеннего ущелья Аманауз непередаваемая. Фотографии не выражают и сотой доли её.
     Ночь была потрясающе звёздная, я таких давно не видел, вот только горы мешали разглядеть все любимые созвездия.
******

     Следующий день был самым напряжённым в смысле нагрузки на ноги. Решили пойти за Русскую поляну, там, говорят, тоже красивые места. К истокам реки Домбай Ульген проводят конные эксурсии, можно проехать и на квадроциклах. Но что в долине Аманауз, что перед Русской поляной в Домбай-Ульген, что Алибек, стоят надписи «Проход запрещён». А у кладбища альпинистов вообще мужик и тётка полувоенного вида с автоматами (но какие-то странные, на погранцов не похожие: сидят, костёр жгут) - там поблизости граница с Абхазией и Грузией, поэтому, раз мы без экскурсовода, то решили пробираться тайными тропами не привлекая внимания. Но лес там сложнопроходмый, поэтому пришлось выползти на дорогу. Дойдя до Русской поляны, мы подумали и туда не пошли (не только из-за запрещающей надписи у входа в неё), а свернули на дорогу, ведущую в гору на Муссу-Ачитара. Час с лишним, петляя по серпантину и любуясь окружающим пейзажем, собирая высокогорный боярышник и шиповник, поднимались к летающей тарелке и верхней станции маятниковой канатки. Ноги к концу дороги гудели. Несколько раз собирались повернуть назад, но преодолели весь путь, а попутчики, увязавшиеся за нами, таки пошли вниз! Всегда летающую тарелку снимают сверху или сбоку, а нам удалось заснять её в довольно необычном ракурсе - снизу. Впечатление, что она вот-вот взлетит!
>


     Была мысль дойти-таки до Чёртовой мельницы но мы отложили это на последний день.
******

     А в последний день - дождь стеной. Пойти было некуда и до самого отъезда сидели в номере, выходя только на завтрак-обед.
     Такси вызвали через хозяйку Метелицы - Индиру (интересно, её в часть Ганди так назвали? спросить постеснялся) из Черкесска. Так дешевле вышло. До Невинномысска за 1800 довезли, а это почти как до Минвод. Таксисты из Минвод и Невинномысска берут 2500-3000, а в Черкесске хватаются за любую работу Фирма «Такси-лайт». Взяли её визитку у таксиста, теперь и в Домбай можно ехать дешевле, машину ещё из Москвы вызвать можно. Могу поделиться телефонным номером! Начался путь домой...
     Обратно 30 часов поездом. Тоска и скука. Хорошо, что не неделю!
     Несмотря на то, что не всё получилось из задуманного, поездка удалась. Столько красоты за один раз (это не считая свежего чистого горного воздуха, тишины и покоя) мы не видели давно! И самое интересное, побывав в метели и помокнув под дождём не "расклеились", не простудились, не то что дома...
Tags: Домбай, Записки путешественника, Кавказ, Карачаево-Черкессия, записки путешественника, канатка, осень, отдых на Кавказе, пешие прогулки, поездка
Subscribe

  • Очей очарованье...

    Сегодня утром был поражён обилием жёлтых листьев на земле. Неужто в конце июня осень наступает? Июнь - ещё не лето, июль…

  • Конец учебного года

    Пришло время когда профессиональным фотографам в карманы текут денежные потоки. Только успевай поворачиваться! Очередные одиннадцатиклассники…

  • День рождения и классики

    Ну вот. Пройден очередной рубеж. Пятьдесят пять, это уже немало, совсем, совсем немало! Получено примерно десятка полтора - два поздравлений,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments