fedalnik (fedalnik) wrote,
fedalnik
fedalnik

Category:
  • Mood:

Несбывшееся (ч1) Пролог с завязкой




    В сегодняшних новостях прошло следующее сообщение. Оно сразу разбередило мои старые раны.
"ВОТ ПИШУ Я, А СЛЁЗЫ ТАК И КАПАЮТ"... (В.С.В.)

     Давным-давно, кажется в прошлую пятницу в годы моей работы на знаменитом томилинском заводе "Звезда", лидирующем (потому что единственное) предприятии в России по созданию систем спасения и жизнеобеспечения для авиации и космонавтики я и сам был причастен к созданию одного высотного рекорда, к сожалению, не состоявшегося...
    На рубеже 90-х - 2000-х годов на "Звезду" обратилась британская фирма "Qinetiq" ("Кинетик") с предложением поучаствовать в рекордном проекте "Qinetiq 1", спонсируемого этой фирмой.
Катер фирмы



    Двое британцев - Колин Прескот (Colin Prescot) и Энди Элсон (Andy Elson) намерены осуществить уникальную миссию - на гигантском шаре они собираются подняться на высоту более 40000 м. На максимальной высоте они будут пребывать в весьма суровых условиях: низкая температура и весьма жёсткое космическое излучение, поскольку концентрация озона значительно ниже, чем у поверхности Земли. Подъём должен быть занесён в книгу рекордов Гинеса, но это не главная его задача. Во время полёта британцы проведут замеры радиации, а также поставят эксперименты по исследованию микрометеоритов стратосферы. По достижении максимальной высоты они собирались запустить беспилотный винтовой летательный аппарат Zephyr 3, питаемый от солнечных батарей.
    Поговаривают, что сначала они обратились в NASA, но тамошнее руководство посчитали проект слишком рискованным и запретили всем предприятиям, получающим подряды от него, давать согласие.
    Поскольку с финансированием разработок для отечественной авиационно-космической отрасли был полный швах и сотрудникам месяцами не могли выплатить зарплату, "Звезда" с готовностью ухватилась за это предложение. Задачей, стоящей перед заводом было создание скафандра для пилотов на основе спасательного скафандра космонавтов - "Сокол" и, самое главное, кислородной системы, надёжно работающей при сорокаградусном морозе, ибо именно эта температура ожидалась на высоте.
    "Qinetiq" создавал гондолу и оболочку шара.
    Корпус гондолы создан из плотного пенопласта, лёгкого и в то же время способного несколько смягчить толчок при приводнении. На случай непредвиденных обстоятельств гондола имеет два грузовых и два вспомогательных парашюта, которые позволят осуществить посадку после отсоединения шара.

Проверки в лаборатории Кинетика


    Шар, окрещенный "Qinetiq 1", должен был быть крупнейшим за всю историю воздухоплавания. Его высота - 387 метров, объём - 1,2 млн. кубических метров. По объёму "Qinetiq 1" должен был быть примерно в 400 раз больше, чем обычные воздушные шары, наполняемые горячим воздухом. Он представляет собой что-то вроде большого полиэтиленового пакета. На создание сей грандиозной конструкции ушло более 3,5 гектаров полиэтиленовой плёнки.
Сварка оболочки воздушного щара


    Шар должен был подняться с тримарана "Triton" ВМС Великобритании из Корнуолла. Это же судно осуществит поиск приводнившегося шара и подберёт астронавтов. Длительность полёта предполагалась от девяти до одиннадцати часов: три на подъём, три на полёт на сорока километрах и три на спуск. В случае необходимости покинуть гондолу воздушного шара, пилоты-стратонавты, спустившись до высоты семи тысяч метров, безопасной для человека, могли отсоединиться от системы жизнеобеспечения и кресел, сбросить утепляющие оболочки и,открыв шлемы скафандров, прыгнуть с парашютами.

Кокон сброшен-подготовка к парашютированию



     Я в это время работал на "Звезде" инженером-конструктором и, по совместительству, "испытателем на наземных стендах". Моя основная работа не касалась дыхательных аппаратов и систем, поэтому как конструктор не прилагал рук к этим разработкам, но мне было предложено поучаствовать в проекте в качестве испытателя в наземном моделировании полёта.
    Необходимо было просидеть обклеенному датчиками температуры,от ступни ноги до лба (на фото видно) и с поясом, похожим на бюстгальтер с кардиодатчиком и датчиком дыхания
Утепляющий кокон


в скафандре пристёгнутому к креслу, в термобарокамере при сорокаградусном морозе при разряжении, соответствующему большой высоте. В течении эксперимента надо было определить все факторы, влияющие на самочувствие и состояние пилота и разработать способы борьбы с ними или, хотя бы, уменьшения воздействия. В первую очередь это холод, во-вторую, неподвижная сидячая поза, ну и остальное: жажда, голод, прочие физиологические потребности... (Впервые я узнал, что такое памперс для взрослого, но воспользоваться им так и не сумел, хотя это входило в девятичасовую программу)
    Несмотря на то, что эти спасательные скафандры уже много лет применяются при полётах в космос, никому не приходилось находиться в них так долго, тем более при низких температурах. Да и совершать в них осмысленные действия изначально не предполагалось. Так что это был поиск неизвестных возможностей "Соколов", которые после небольшой модернизации назвали "Сокол-СТР" (стратосферный).
    


    Поначалу было непривычно и тяжело: ныло всё тело от многочасового сидения в "надутом" скафандре, который давил и натирал всё, что только можно, влажные холодные руки не желали согреваться, датчики, особенно ректальный, тоже радости не приносили... Пробовали разные способы согревания пилота: перчатки и свитера, электрогрелки. Остановились на утепляющем коконе и электроподогреве кистей рук.
Утепляющий кокон

    В конце-концов все проблемы были разрешены и в последних экспериментах принимали участие уже сами пилоты, прибывшие "с берегов туманного Альбиона", чтоб почувствовать, каково им будет в полёте.
    Энди Элсон 1945г, из Уэллса, Сомерсет. Пилот и руководитель проекта "Qinetiq 1", ответственный за разработку и построение шара. Начинал карьеру новичком в Техническом колледже компании Роллс-ройс в Бристоле, позже занялся проектированием воздушных шаров. С 80-х - заядлый воздухоплаватель. Пилот высшего класса. Последним временем занимается разработкой систем жизнеобеспечения, необходимых для полётов на больших высотах. В 1991 году осуществил первый в истории перелёт над Эверестом на шаре, нагнетаемом горячим воздухом.

Энди Элсон

    Колин Прескот, 1941 г, из Стокбриджа, Гемпшир. Финансовый директор компании Flying Pictures Ltd., ведущего мирового оператора воздушных шаров, а также производителя оборудования для полётов и видеопродукции по данной тематике (в частности, при содействии компании снимались восемь последних серий про Джеймса Бонда). Летает с 25 лет. В ходе миссии он будет помогать Элсону в управлении шаром, а также вести видеосъёмку и передавать снятое на Землю.

Colin Prescot


    Представители Кинетика и пилоты встречались с британской королевой, что говорит о масштабности и престижности проекта.

C королевой


    Оборудование было создано к началу 2002 года, опробовано и отправлено в Великобританию.

Элсон
    С Элсоном работают руководитель проекта от Звезды Евгений Альбац и Олег Баусин, начальник бригады скафандров.


Проверка в бассейне

Макет пульта управления



    Ждали запуска "Qinetiq 1", который должен состояться в июне-сентябре (точная дата неизвестна) во время ожидаемого 72-часового "окна" с благоприятными погодными условиями. Запуск 2002 так и не состоялся, поскольку прогнозируемого "окна" так и не дождались. Прошёл год и вновь настало время запуска.
TO BE CONTINUED
Tags: qinetiq, О себе, ОАО"НПП-Звезда", моя работа, рассказы бывалого, рекорды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments