fedalnik (fedalnik) wrote,
fedalnik
fedalnik

Categories:

Weekend в Карелии. Горный парк Рускеала




    Начав рассказывать о летней трёхдневной (всего лишь!) поездке в Карелию я я ещё долго буду добираться до финала, бросая и вновь принимаясь скрыпеть пером стучать по "клаве". Работа, надо заметить, отняла все силы и убила малейшее желание даже в законный выходной думать о чём либо ином, кроме висящего дамокловым мечом срока выполнения проекта. Короче,
            начальство "дикое, без чувства, без закона,
            Присвоило себе насильственной лозой
            И труд, и собственность, и время..."
.(Классики знали всё...)
    Но вот немного рассосалось, да и очень кстати подоспел ещё один выходной. Так что могу продолжить, но ещё не закончить, записки праздношатающегося по карельским достопримечательностям. Сейчас о самом, на мой взгляд, интнресном месте в Карелии, да и на нашей планете.
     Утром второго дня, условно говоря ещё до рассвета (ночь-то белая!), после возвращения за полночь с рафтинга, который последовал в тот же первый день, вслед за поездкой в Кижи, к гостинице подъехал автобус, чтоб отвести нас в Сортавалу, город на берегу Ладожского озера. Оттуда должна был состояться ещё одна экскурсия, - на остров Валаам.
    Но когда автобус прибыл к сортавальскому причалу, чтоб мы продолжили вояж водным путём, выяснилось, что не с нашими рожами туда соваться. Ибо, хотя "Все животные равны, но некоторые животные равнее других": в это время проходил "визит на Родину Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны". И надо ж такому случиться, что именно в день нашей экскурсии в её программе было предусмотрено вертолётом "чудный остров навестить". Рейсы "Комет" на это время были отменены и вся масса туристов, "из каких-нибудь дальних губерний", мечтающая оказаться на острове в этот день, была вынуждена расположиться на весьма неопределённое время на ладожском берегу в ожидании убытия высокой гостьи и её челяди. (А кто она, собственно говоря, такая?)
            Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
            Наш не любит оборванной черни!»
            И захлопнулась дверь...
            ...........
            ...........
            И пошли они, солнцем палимы,
            Повторяя: «Суди его Бог!»,
            Разводя безнадежно руками,

    Поскольку, в отличие от туристов, прибывших исключительно на Валаам, нам предстояла в этот день ещё и поездка в одно из удивительнейших мест не только Карелии, но и всей России: Горный парк "Рускеала" - единственный в своем роде комплексный памятник природы и истории горного дела. Расположен в тридцати километрах от Сортавала. Туда наш автобус в первую очередь нас и отвёз.

    Вот тут кончается присказка и начинается сказка! Сказка, - это сам Мраморный Каньон - огромная чаша, вырубленная руками человека в массиве мраморного пласта, рожденного на дне древнего моря почти два миллиарда лет назад. Она тянется с севера на юг на четыреста пятьдесят метров.
Мраморный карьер в горном парке Рускеала


    Это величественный памятник истории горного дела и природы "Мраморные ломки Рускеала", внесен реестр объектов национального достояния России.
Лодки на карьере


Вокруг основного, самого известного и посещаемого карьера находятся еще несколько, заброшенных или разрабатываемых в данное время.
Заброшенный малый карьер


    Первыми разработчиками мраморных карьеров Рускеала были шведы. После победного окончания Северной войны Петром-I они перешли к России, но на какое-то время добыча мрамора прекратилась. Когда у Санкт-Петербурга возникла надобность в строительстве новых дворцов и храмов, указом Сената утверждённым Екатериной-II в 1769 году разработка карьнров возобновилась. Рускеальские мраморные ломки были переданы в ведение Комиссии по строительству Исаакиевского собора
Обрыв


    Добыча мрамора велась вдоль одного из берегов реки Тохмайоки. Размечался блок, буровзрывным способом откалывался от скалы и оседал на дно карьера. Затем каменотесы придавали блокам нужную форму. Камни грузили на крепкие сани, в них по снегу доставляли на конной тяге до берега, где оставляли до весны. С наступлением навигации отправляли по Ладожскому озеру и Неве до столицы.
Карьер


    Цветовая гамма рускеальского мрамора, варьируется от белоснежного до черного цвета, иногда с примесью зеленоватых полосок в зависимости от карьера, где он добывается. Основная добыча мрамора велась на горе Белой, названной так по цвету слагающего ее мрамора светло-серой, голубовато-серой окраски, с тонкими белыми и серыми прожилками.
На лодке под стеной


    Красивые узоры высоко оценили Ринальди и Монферран. Рускеальские мраморы применялись архитектором Антонио Ринальди для украшения Мраморного дворца, Исаакиевского собора триумфальных колонн во славу русского оружия и графов Орловых (в Царском Селе и Гатчине).
     Для мозаичных полов Казанского собора использованы два сорта рускеальских мраморов: «белогорский» — белый и светло-серый и «зеленогорский» — светло-серый с зелеными разводами и полосами, выламываемый на горе Зеленой. Облицовка Мраморного дворца и Михайловского замка также выполнены из рускеальского мрамора.
Мраморные стены


    С 1819 года, после очередного перерыва, в Рускеала возобновилась добыча мрамора для украшения нового Исаакиевского собора по проекту архитектора Огюста Рикару Монферрана.
Лодочная станция на входе в парк Рускеала


     Там же добыт мрамор, которым облицованы подземные залы станций Приморская и Ладожская Питерского метрополитена.
Штреки мраморных разработок


     С 1898 по 1939 годы Рускеальское месторождение интенсивно разрабатывалось на известь, декоративную крошку, щебень и облицовочные блоки. Добыча мрамора велась комбинированным способом — карьерами, шахтами и штольнями в шесть горизонтов, три из которых были подземными. Расширяясь при разработке, штольни соединялись, превращаясь в залы.
Гроты


     Общая длина подземных тоннелей (штолен и штреков), пронизывающих мраморную толщу, составила несколько километров, а глубина трех шахт — по сорок - пятьдесят метров. По мере углубления и расширения «Главного» карьера часть подземных тоннелей была уничтожена, но часть сохранилась.
Мраморный грот


    Борта каньона отвесно возвышающиеся на двадцать пять – тридцать метров над изумрудной гладью воды пронизаны надводными и подводными штольнями, штреками и шахтами.
Зелёная вода


Когда добыча прекратилась — рускеальские каменоломни превратились в горные озёра необычайной красоты, а штольни и бездействующие шахты стали таинственными гротами и пещерами.

На лодке к мраморному гроту


    Один из сухих подземных комплексов горных разработок доступен для посещения и является частью туристического кругового маршрута протяженностью тысяча триста метров.
Туннель

По воде на весельной лодке можно попасть в полузатопленные и сухие гроты и штольни.
Два грота

На лодке в мраморный грот

Дайверам доступны подводные лабиринты.
Затопленная выработка


    После экскурсионной прогулки, к сожалению слишком краткой, мы таки отправились через Сортавалу водным путём на Валаам и провели там несколько незабываемых часов. По дороге мимоходом взглянули на Женькин водопад - место, где снималась известная сцена из известного фильма.
    А в Рускеалу я надеюсь в ближайшее время вернуться, да и не только туда, ибо раз побывав в Карелии, возвращаешься туда ещё, как минимум, дважды. Это непреложный закон природы...
Мы с карьером
Tags: Записки путешественника, Карелия, Рускеала, записки путешественника, мраморный карьер, поездка
Subscribe

  • Зимние каникулы в "Вятичах"

    Минувшие новогодние каникулы мы с Галиной Владимировной впервые провели не на озере Белом, не за тридевять земель в горах Кавказских, не в…

  • Записки фенолога...

    Небо хмурое, беспросветное. За окном идёт дождь и рота солдат. А ведь совсем недавно была вокруг красота неописуемая.…

  • Кисловодск - Встреча рассвета на плато Бермамыт

    Во времена богатырей-нартов правил могучий и мудрый вождь, своё величие он заслужил в жестоких битвах, доказав своё право на власть. Рядом с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments